Бизнес-авиация готовится не к лучшим временам. Из-за мирового финансового кризиса авиапроизводители уже сокращают выпуск самолетов, спрос на полеты падает, а владельцы вынуждены продавать свои VIP-самолеты. Например, так решили поступить глава бедствующего автогиганта Ford и крупнейший страховщик, компания AIG. А ощущается ли сила кризисного тяготения в России?

В этом самолете все места у окна, можно поспать, вытянувшись в полный рост, выпить и когда угодно закусить. Это лишь краткий список удобств, предоставляемых на высоте десять тысяч метров. Business-Jet, то есть частный самолет — вещь с большой буквы, к которой и в России люди с большим достатком уже начинают привыкать. Коммерческий директор компании "Виппорт" Артем Пастухов проводит экскурсию по салону самолета бизнес-класса: "Мы находимся в салоне главного пассажира. Это самый удобный и комфортабельный салон в самолете. Более того, здесь находится монитор, на котором установлена система Air-Show, которая позволяет отслеживать нахождение самолета в режиме реального времени на всем протяжении маршрута. Вот еще один салон самолета, для пассажиров первого класса. Как вы видите, здесь просторно и комфортабельно. В салоне расположены пять кресел. Здесь удобно проводить совещания. Рядом с переговорной группой находится винный шкаф".

Такие экскурсии Артем проводит по долгу службы. Дело в том, что он продает самолеты, и продемонстрированный им Як 42 — в том числе. Цену самолета его хозяин просил не называть, но такой же борт у конкурентов продается за 13 миллионов долларов, а новый самолет стоит уже около 20 миллионов. Покупают, правда, мало. В России предпочитают иномарки, причем новые. Наиболее популярны самолеты Bombardier, Hawker Beachcraft. Golfstream, но их стоимость уже иная — 60, 80, 100 миллионов долларов. Верхнего предела не существует. В мире есть частные заказы и на такие авиалайнеры, как Dreamliner производства Boeing и А-380 от Airbus. Стоимость таких машин начинается с 300 миллионов евро.

Приобрести Business-Jet непросто, особенно новый. Очередь на покупку растягивается на несколько лет, причем места в этой очереди продаются. Еще один момент: нужно подтвердить платежеспособность. Обычно в момент покупки будущий владелец обычно платит четверть стоимости самолета, остальное – в кредит на десять лет. Еще один вариант – взять самолет в лизинг. Но это все — за границей. В России банки не дают денег на самолет, а строгие проверки иностранных кредиторов русские активы не выдерживают. Как пояснил Артем Пастухов, у большинства российских клиентов таких крупных активов за рубежом не так много, соответственно, получение финансирования от зарубежных банков проблематично. Российские самолеты в основном приобретаются за собственные деньги.

Читайте также  Для участников VI Балтийского форума деловой авиации приготовлены… призы!

Так кто же он, владелец самолета? Американцы провели на эту тему специальное исследование. Получился следующий портрет: мужчина в возрасте 57 лет, доход — девять миллионов долларов, состояние – 90 миллионов. Под это описание в России подходят 500 человек. Это официально, по данным, журнала "Финанс". На самом деле и доходы выше, и обладателей самолетов бизнес-класса в три раза больше. За последние годы произошел резкий скачок, вместе с ростом экономики выросли и частные состояния. Их обладатели приобретали самолеты охотно и помногу. Кстати, свои воздушные "чада" россияне почти всегда прописывают не на родине, а в Европе и США, то есть там, где есть сервис и развитый рынок в сотни тысяч частных самолетов. Часто самолеты зарегистрированы в оффшорных зонах, например, на Каймановых островах, где не только лазурь моря и кокосы, но и низкие налоги.

Стандартное время подготовки рейса частного самолета – три часа. Причем на аэропорт, включая таможню, клиент тратит десять минут. Царящий в этой сфере принцип "время – деньги" ценят и владельцы самолетов, и арендаторы, и те, кого часто приглашают в бизнес-полет. Актер Леонид Ярмольник поделился своими впечатлениями от таких полетов: "Во-первых, ты экономишь время на регистрации, потому что она происходит моментально. Не надо ждать час или полутора. И когда прилетаешь – все намного быстрее оформляется в пункте назначения. Второе – это комфорт. Ты никого не ждешь".

Соответствовать уровню "высокого" полета стремятся Шереметьево, Домодедово, Быково и Внуково. У последнего пока получается лучше других: двадцать тысяч рейсов в год. Летают в Россию по делам– здесь ближе к нефти и газу. Летают отдыхать в Европу, поближе к Лазурному берегу. Не забыты Египет, Арабские Эмираты и, конечно, Турция. Любой маршрут за ваши деньги. "Меньше стало поступать жалоб в наш адрес. Они, конечно, были. Например, не устраивает тот или иной момент в обслуживании воздушных судов. Сейчас такие моменты очень жестко контролируются. Мы пытаемся во всем устраивать клиента", — рассказывает исполнительный директор Объединенной ассоциации деловой авиации Максим Федосов.

Читайте также  «Ансату» дают второй шанс

Если комфорт божественный, то и цены – заоблачные. В среднем полет из Москвы в Европу обходится в 40 тысяч евро. Точнее – обходился. Для многих владельцев и пассажиров все вышесказанное уже дело прошлое. Крылья бизнес-авиации подрезал мировой финансовый кризис. Самолеты стали больше стоять, чем летать. Ведущие производители бизнес-джетов в мире, такие, как Embraer или Bombardier, сейчас, к сожалению, вынуждены корректировать свои программы по выпуску новых самолетов, потому что заказов не так уж и много. У клиентов попросту не хватает денег на большой размах крыла. Эксперты прогнозируют трехлетний спад поставок суммарно на 25 процентов. Корпоративные перевозки уже упали на 70 процентов, частные – на 16. Генеральный директор авиакомпании "Русджет" Андрей Константинов так обрисовывает сложившуюся ситуацию: "В период кризиса, когда деньги стали недоступны либо подорожали, о развитии приходится забыть. Поэтому сейчас главным вопросом становится поддержание операционной деятельности и, можно так сказать, выживания".

Даже не летая, самолет продолжает быть очень затратным. Это и расходы на обслуживание, стоянку, зарплату экипажа. В год набегает порядка двух миллионов евро. Поэтому бывшие клиенты бизнес-авиации вынуждены пересаживаться в салоны бизнес-класса коммерческих рейсов. Где их ждут с радостью. Салоны оборудуют специальными комфортными креслами, которые в считанные секунды по нажатию кнопки превращаются в удобную кровать, и пассажир здесь может чувствовать себя очень комфортно. Билет на такой рейс стоит от трех тысяч евро, что в два раза дешевле полета на самолете бизнес-класса. Но и здесь перед угрозой кризиса компании даже VIP-авиации идут на скидки, а в США места на такие самолеты распродают через Интернет, и зачастую цена падает вдвое.

А вот у владельцев вертолетов клиенты пока есть. Пилот-инструктор Сергей Дудник рассказывает: "Люди всякие и разные, но проблем никогда не возникало. Хотя все люди серьезные, привередливости никакой не было". На вертолете можно летать над автомобильными пробками, а за 50 тысяч рублей – улететь в другой город на экскурсию или по делам. По оценке председатель правления ассоциации вертолетной индустрии Михаил Казачков. Вертолет – это не роскошь, а как ежедневная потребность. Московский регион достаточно обширен, и бизнес, несмотря на сложности, не останавливается, и пока самолеты стоят – вертолеты "раскручивают" бизнес в России, грозя оборотом рынка в миллиард долларов и продажами по 200 винтокрылых машин в год. Это и относительно бюджетные вертолеты Robinson, по 700 тысяч долларов, и восьмиместные гиганты по семь миллионов евро. Падение цен на вертолеты никто не никто не обещает. "У нас на рынок России большие планы, и кризис на них почти не повлиял. Очередь на вертолеты растянулась на несколько лет. Если есть отказы, то мы возвращаем деньги и сразу продаем вертолет другим очередникам", — говорит Генеральный директор компании Eurocopter Vostok Жером Нулянс.

Читайте также  Восьмая ежегодная конференция по воздушному праву

Даже в условиях кризиса бизнес авиация не опускает крылья. Должен помочь российский менталитет. Как рассказала Диана Хмелевская, генерального директора компании SKYCITY, "несмотря ни на какие обстоятельства мы не теряем оптимизма, мы на праздники летаем, катаемся на лыжах, летим на море". Артем Пастухов тоже уверен, что покупатели будет. Он готов хоть десять раз в день показывать клиентам свой товар. Цены на заоблачный комфорт, который только за облаками обретает смысл, снизились.

Источник: http://www.vesti.ru/doc.html?id=238038