Кадья́к – самый крупный подвид бурых медведей, обитающий на острове Ка́дьяк у южного побережья Аляски. Один из самых мощных хищников в мире, живущих на суше. Типичное для бурых медведей телосложение с компактным и мускулистым туловищем, длинными и сильными конечностями и массивной головой. Подошвы задних лап покрыты грубой кожей, поэтому защищают медведя от влаги и холода. 

Не знаю почему, но маркетологи американской компании Quest Aircraft очень точно угадали с названием своего самолета. При первом взгляде на Kodiak улавливаются схожие черты, чувствуется характер и медвежья хватка. И самое главное он очень вынослив. Наш алюминиевый высокоплан не достигает высоких скоростей, зато максимально универсален. Его можно оснастить для грузоперевозок, перелетов высокопоставленных лиц, медицинской эвакуации, пассажирского чартера — практически для любых целей, какие только можно представить. Компании и частные владельцы использует самолеты Kodiak в любых условиях, выполняя разные задачи, в первую очередь это транспортировка пассажиров и грузов: экскурсии, рафтинг, чартеры. В начале мая BizavNews отправился за тысячи километров в далекий Сандпоинт, где расположилось производство компании Quest Aircraft.

Самолет Quest Kodiak был разработан специально для полетов в сложных ландшафтах, в условиях укороченных полос, в том числе грунтовых, для эвакуации пострадавших из районов землетрясений и потопов, доставки грузов и продовольствия. Летать там, где инфраструктура в привычном ее понимании отсутствует. Африка, Южная Америка, Россия, Индонезия – все это те регионы, где обычная Cessna Caravan, разработанная больше 30 лет назад для перевозки почты между качественными аэродромами США, может и не взлететь. Задача создать именно внедорожный и надежный, как рассказали на заводе Quest Kodiak, стояла перед производителем. И, кажется, он с ней справился.  

При разработке самолета Kodiak приоритетом стала надежность. Pratt & Whitney Canada (P&WC) PT6A-34 — мини-версия легендарного турбинного двигателя мощностью от 500 до 2000 л. с., известного своей безотказностью. По данным P&WC, с выхода первой модели в 1960-х годах было выпущено 48 000 двигателей PT6A, которые суммарно наработали более 395 миллионов летных часов. Помимо Kodiak, PT6A-34 зарекомендовал себя в нескольких двух- и одномоторных трудягах, которые предназначены по большей части для транспортировок и парашютных операций: Twin Otter, Piper JetProp, Pacific Aerospace P-750 XSTOL и др.

С момента выпуска первого аппарата в 2007 году Quest Kodiak претерпел существенные изменения, а в 2018 году была осуществлена блочная модернизация, благодаря чему увидело свет новое поколение этих машин. Самым значимым новшеством стал переход с бортового оборудования Garmin G1000 на усовершенствованную модель NXi с более быстрой операционной системой и другими превосходными функциями, включая режим визуального захода на посадку и наложение навигационного плана на основной пилотажный дисплей, информацию о плане полета, погоде и пр. Аппараты второго поколения также оснащены резервным электронным прибором L-3 ESI 500, поэтому на панели отсутствуют аналоговые датчики. Автомат углов атаки Safe Flight обеспечивает дополнительную защиту в случае риска сваливания. Топливо Jet-A, используемое для двигателей Pratt & Whitney, хранится в крыле. Еще одна опция второго поколения самолета — заправка через одно отверстие — неоценимое удобство, которое будет стоить всего 7 кг полезной нагрузки. Топливные датчики чрезвычайно точные, — располагаются под крылом, то есть вам не придется лезть на крыло, чтобы проверить уровень топлива.

Читайте также  Вертолётный тур в США глазами ХелиКо Групп и их клиентов

Ряд характеристик делают Kodiak особенно привлекательным для местностей со сложным рельефом. Дорожный просвет винта — 48 см, а размах крыла — лишь около 14 метров, благодаря чему самолету легко протиснуться между кустами или деревьями на узких взлетно-посадочных полосах. Такая опция нашей машины, как 29-дюймовые шины (~74 см), улучшает управляемость самолета, позволяет посадить его на мягкую поверхность и обеспечивает долговечность шин на жестких ВПП.

Первое знакомство

По большим ступеням встроенного бортового трапа Kodiak легко подниматься в кабину. Для размещения пассажиров и при необходимости загрузки объемных предметов, например, в случае медицинской эвакуации, трап можно откинуть ниже уровня фюзеляжа. Грузовая дверь открывается и закрывается очень просто благодаря крупному запорному механизму — приятная неожиданность для мускулистого внедорожника. В демонстрационном самолете, на котором летал я, оборудован модернизированный салон Timberline. Timberline — это компоновка среднего класса, в которой можно выбрать один из двух цветов – тепло бежевый или холодно серый. Такой салон включает съемный ковер, подстаканники, светодиодные лампы для чтения, карманы для хранения, систему контроля вентиляции кабины и другие комфортные опции для пассажиров. Салон Timberline не только обеспечивает потрясающий комфорт, но и подходит для сложных полетов. Ковер крепится небольшими кнопками, и его можно быстро снять. Под ковром — пол с противоскользящим легкоочищаемым покрытием. Quest успешно справился с задачей создать изящный и в то же время функциональный интерьер. Например, панель доступа к кислородной системе крепится магнитами, то есть легко снимается при обслуживании. Кабина в Kodiak негерметична, поэтому самолет можно дополнительно оснастить отсеками кислородных масок для задней части (входят в премиальную комплектацию салона Summit).

Все кресла снимаются в считанные минуты и (кроме кресел Summit) легко помещаются в дополнительный грузовой отсек под фюзеляжем (опция). Да, я тоже сначала не поверил, но когда заглянул в грузовой отсек одного из Kodiak, припаркованного неподалеку от нас на заводе Quest Aircraft, то понял, что пилоты не шутят. Кабина из стекловолокна разделена на три просторных отсека. Наш пилот утверждает, что один канадский оператор регулярно, доставляя пассажиров в определенный пункт, возит в обратном направлении 55-галлонные бочки с нефтью. Сиденья легко сложить и разместить в грузовом отсеке, а бочки — загрузить через широкий грузовой люк. При способности вмещать целую тонну груза, скорость нагруженного самолета снижается лишь на пару узлов.

Попасть в кабину пилотов Kodiak не так уж просто — альпинистские навыки вам не помешают. Однако когда я все же забрался внутрь, я почувствовал себя как дома. Механизм закрытия двери отнюдь не банален. Как и в случае с трапом самолета, это самый мягкий механизм, что мне довелось встречать на судах легкой авиации. Обновленные кресла регулируются в разных направлениях, так что их легко настроить для оптимального вида из кабины. Четырехточечные ремни делают полеты в тяжелых условиях более безопасными.

Читайте также  Камбоджа за 6 дней: джунгли, храмы и столица Пномпень

Уже немало написано о потрясающем обновлении Garmin G1000 NXi. Все самолеты обладают какими-либо уникальными функциями; в Kodiak им стал экран с информацией о загрузке и центровке с центровочным графиком, который позволяет быть уверенным, что нагрузка не выходит за пределы безопасного диапазона в течение всего полета (при условии правильной загрузки самолета).

За гладкой панелью скрываются два бардачка. Кроме того, самолет оснащен подстаканниками и USB-портами. Несмотря на то, что кабина Kodiak негерметична, уплотнители дверей с автоматическим механизмом дают превосходную звукоизоляцию и предохраняют от утечек воздуха. Ручки и переключатели выглядят, скорее, утилитарными, нежели элитными, но, напомню, клиенты Kodiak, как правило, больше ценят надежность и ремонтопригодность, чем роскошь.

В полет!

Руление осуществляется просто. Как и на других аппаратах, оснащенных моторами линейки PT6, необходимо соблюдать осторожность при взлете и следить за тем, чтобы не перегрузить двигатель, поэтому я контролировал крутящий момент и датчики температуры выхлопных газов. Крылья расположены высоко, за кабиной пилота, что позволяет достичь великолепной видимости — прекрасный бонус с учетом ошеломляющего пейзажа. Компания Quest удачно установила окна во всех частях самолета: пассажирам не приходится изгибаться, чтобы смотреть в окно.

День был очень жарким при повышенной влажности, поэтому высота по плотности в Sandpoint Airport составила 2200 метров, мы взлетели с отметки 300 метров с единственной полосы, используя приемы короткого взлета. Мы увеличиваем крутящий момент и разворачиваем Kodiak — рык мощного мотора эхом разносится по округе. Радиус разворота этой могучей птицы впечатляет. На более жестких поверхностях машина вращается практически как аппарат с хвостовой опорой.

При весе 2,77 тонны у нас оставался приличный запас до максимальной взлетной массы. Наш пилот набирал высоту на скорости 110 узлов, и мы увидели показатель 1200 фут/мин (22 км/ч) — неплохо для таких условий. Kodiak намного медленнее TBM 930 и Pilatus PC-12, тем не менее, при полете до Спокана, он опередил бы, например, очень популярный у американцев Mooney на целый час. Фактическая скорость самолета достигла 178 узлов на 3200 метрах, причем все датчики оставались зелеными, а расход топлива составил всего 132 кг/ч. 

Управлять самолетом — одно удовольствие на любой скорости. Наш пилот замедлился до 85 узлов, при этом контролировать судно было просто. Еще снизил скорость. При отсутствии закрылков он задрал нос и сбросил скорость до 58 узлов, что на 12 узлов ниже начала «белой дуги», но элероны оставались чувствительными к управлению. Он не мог пустить самолет в штопор, но спуск на скорости 600 фут/мин (11 км/ч) дал понять, что крыло «устало». При закрылках, выпущенных на 20 градусов, он ушел в небольшое сваливание на скорости 44 узла, что на 5 узлов ниже красной линии.

Читайте также  IV Балтийский форум деловой авиации пройдет в августе

Хорошие характеристики сваливания Kodiak, вероятно, обусловлены конструкцией крыла, которое состоит из двух секций, разделенных четко различимой манжетой, что позволяет направить поток воздуха над дальней частью крыла. Это самолет определенно дает чувство уверенности при пилотировании в местности со сложным рельефом. И вот мы уже летим над фантастическим горным хребтом. Чтобы порисоваться, наш пилот, не убирая закрылки, замедляет Kodiak и разворачивает машину буквально на месте над скалами. Вмиг мы оказываемся в другом направлении и устремляемся к дому. Да, Quest Kodiak не бьет рекорды скорости, но готов выполнять многие другие задачи, будь то в гористой местности или любой иной.  

Дополнительные возможности

Я уже говорил, что Kodiak 100 серии II универсален? Вас ждут летние водные операции? Установите обычные поплавки или поплавки с сухопутным шасси — и наслаждайтесь. Режим гидросамолета в тот жаркий день казался очень соблазнительным. Что касается обледенения, конечно, оно не входило в наши планы, но тем, кому приходится летать в зимних условиях, следует знать, что Kodiak поддерживает противообледенительную систему TKS. TKS-бак на 16 галлонов можно установить в центроплане (как в нашем демонстрационном экземпляре) или в грузовом отсеке (при наличии). Пилоты говорят, что бака хватает на два с половиной часа непрерывной работы, правда, обычно в постоянном поступлении противообледенительной жидкости нет нужды. А если такие условия возможны, полет лучше отменить.

Необязательно летать в экстремальных условиях, чтобы оправдать владение Kodiak. Он способен перевозить более 900 кг на коротких рейсах, поэтому можно смело усаживать на каждое место взрослого человека. Еще одна важная задача, которую решает Kodiak, по утверждению представителей компании, — наблюдательные полеты: максимальная продолжительность полета может быть увеличена практически до 10 часов при снижении скорости. Как бы я ни любил летать, тут я решил поверить им на слово.

Сегодня за надежность и экономичность самолета Quest Kodiak проголосовали свыше 250 клиентов по всему миру. Около половины из них находятся в США и Канаде. Южная Америка, Африка, Новая Зеландия демонстрируют интерес, Индонезия и Папуа-Новая Гвинея считаются перспективными зарубежными рынками. Quest Aircraft не скрывает своих ожидания и от рынка России, с ее огромной территорией, полуразрушенной аэродромной инфраструктурой и резким спросом на пассажирские и груз-оперевозки в отдаленные уголки страны. Самолет Quest Kodiak имеет российский сертификат типа, первый самолет уже летает в одном из сибирских округов. Заявки на новый Kodiak Series II уже принимаются у нас в стране группой компаний Aim of Emperor.  

Дмитрий Петроченко  

Москва — Нью-Йорк — Спокан — Сандпойнт